Тема очень интересна. В Божественной песне (Бхагават гита) сказано что существует три вида аскезы, сообразно влиянию трёх гун сат, раджо, и тамо. То в каком качестве происходит аскеза, зависит от преобладания гуны и от наставника(ов) и учителя.
О гунах: Сат - равновесие, гармония; Раджо энергия,центробежное ускорение, расширение, во многом тождественно с понятием Ян; Тамо инерция, центростремительное ускорение, покой в смысле инертной неподвижности, тождественно понятию Инь. Вообще любой вид деятельности подвержен влиянию по сути состоит из этих трёх в разных "пропорциях" если можно так сказать. В этих трёх понятиях (состояний) Сат, Раджо, Тамо, включено всё бытие, так же как Тай-дзы-Инь-Ян. В этом Природа проявленного мироздания. В Гите описана Природа непроявленного как Сат, Чит, Ананда и видно что Сат присуща обим видам Жизни что ли... (под проявленным и непроявленным имею в виду то что проявленным является весь Энроф со своим многомерным разнообразием миров и состояний. Непроявленное то что за кругом Тай дзы, за приделом Нирваны трансцендентальное так сказать).
Ещё один момент Раньше то что Бхагават гита лишь хвостик этого Раньше, люди достигали своих целей аскезой (Тапасом понятие которого весьма широко и слово аскеза не описывает всего явления), не технологиями в нашем понятии (хотя Тапас вполне себе состоявшаяся технология в смысле упорядоченности и повторяемости). Так вот аскеза (Тапас) были широко применяемые в быту, науке и в военном деле. Соответственно, это были разные техники. Дошедшее до нас под видом аскезы, кастрированная некогда наука, от сюда столько несуразностей.
Итак Сат-Тапас имеет равновесный подход еда в меру, сон в меру и т.д. преследует нахождения Равновесия с Высшим актуализацией Сат.
Раджо-Тапас энергичное достижение, экстремальную аскезу.
Тамо-Тапас есть и такое
когда люди не понимают что делают, например политические голодовки. Я допускаю что Раджив Ганди, будучи потомственным брахманом понимал что делает и то что он добился существенного результата говорит за то, но вот его подражатели взяли только внешнюю форму и рассчитывают на внешний эффект, самый настоящий Тамо-Тапас. Так же к этому разряду следует отнести фанатичное следование распорядку постов и тем более заставлять кого либо следовать ограничениям просто потому что ТАК НАДО
Так вот Сат-Тапас ведёт к просветлению и духовному восхождению влияет на состояние Энрофа опосредованно вливанием Света в его структуру, редко когда способствует личным достижениям, в смысле социальным там политическим и т.п., просто потому что следующих таким путём не интересуют эти вещи. В определённый момент мирские достижения тускнеют и теряют значимость, в том что открывается. Когда Земля со всей своей миллиарднолетней историей осознаётся пылью безконечно малого размера, то приоритеты резко меняются. Таким Путём идут единицы их не видно и редко когда они проявляются в социуме. Для их деятельности не нужны признания и свидетели, они могут жить в пустыне и в деревне, выглядеть обычно или дурачками ( конечно тут описан идеализированный вариант)
Они проводят Свет в Энроф в этом получая удовлетворение всем чувствам и состояниям, потому как Свет проявляет истинное значение и предназначение человеческого существования.
Раджо-Тапас двигатель прогресса в человеческом понимании, он достигает усилием и превозмоганием, пожинает плоды содеянного, адепты его сильны, прославленны, энергичны их мы видим как пример успеха или в случае краха поражения (опять же идеализированный набросок). Этому учат "достигать" целей, Путь побед и поражений ну всё как всегда
Предоставляет поле для демонической аскезы.
Тамо Тапас весьма неоднозначное явление смутно осознаваемое устремление становится средой для демонических инспираций, всякого рода маньяки и садисты идут этим путём.